Всероссийский научно-исследовательский
конъюнктурный институт (ВНИКИ)
Тел: (499) 143-02-61
E-mail: vniki@vniki.msk.ru
119285, г.Москва,
ул. Пудовкина д. 4

Эксперты МВФ о перспективах развития экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна

Как отмечается в последнем докладе МВФ, страны Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАК - “LAC”) выходят из глобального финансово-экономического кризиса более быстрыми темпами, чем предполагалось ранее. Этот процесс обусловлен благоприятным сочетанием внешних факторов. Стабильные доходы от экспорта сырьевых товаров способствовали росту внутреннего дохода, что наряду с выгодными условиями финансирования поддержало внутренний спрос.
Для многих стран этого региона потенциальный негативный эффект ослабленного импортного спроса со стороны промышленно развитых стран, как полагают аналитики, окажется поддающимся корректировке. Это обстоятельство будет обусловлено меньшей опорой на внешнюю торговлю и большей зависимостью от экспорта сырьевых товаров, внешний спрос на которые, согласно прогнозу, останется активным. За последние 5 лет доля экспорта и импорта в ВВП пяти латиноамериканских стран (“LA-5” - Бразилия, Колумбия, Мексика, Перу и Чили) в среднем была ниже 50% по сравнению с более чем 125% в странах АСЕАН.
Тем не менее Мексика, экономика которой тесно связана с американской, и страны - импортеры сырьевых товаров в Центральной Америке и Карибском бассейне, зависящие от туризма и переводов эмигрантов из США, будут более других государств региона уязвимы под воздействием ослабления общеэкономической конъюнктуры в США.
Предполагается, что темпы экономического роста в странах Латинской Америки и Карибского бассейна в 2010 г. составят 5,7%, а в 2011 г. - снизятся до 4%. Риски в их развитии, как отмечается, связаны как с внешними, так и с внутренними факторами. К факторам за пределами региона относят менее активное, чем ожидавшееся ранее, восстановление деловой активности в развитых странах, которое окажет отрицательное воздействие на цены сырьевых товаров. Дополнительное негативное влияние связывают с наличием в регионе большого количества иностранных банков. Не исключаются также риски “перегрева” экономики.
Перспективы развития экономики отдельных стран латиноамериканского региона существенно различаются в зависимости от их макроэкономической политики, роли внутреннего спроса и степени зависимости от мировой торговли и финансовых рынков.
Значительное усовершенствование макроэкономической политики, наблюдавшееся в последние два десятилетия, вместе с благоприятными условиями внешнего финансирования и высокими ценами на сырье способствовали существенному оживлению в четырех странах региона (“LA-4”) - Бразилии, Колумбии, Перу и Чили. Несмотря на ожидающийся динамизм внутреннего спроса, сальдо платежного баланса по текущим операциям в этих странах лишь немного ухудшится в 2010 - 2011 гг. Высокие цены на сырьевые товары и сохраняющаяся высокая деловая активность в Азии, как полагают эксперты, будут способствовать поддержанию на высоком уровне их экспорта. Подобным образом, по-видимому, в указанные годы будет складываться ситуация и в Уругвае, где также наблюдался значительный прогресс в макроэкономическом управлении.
Устойчивое оживление ожидается в Мексике, несмотря на серьезные проблемы, отмечавшиеся в 2009 г., и значительное торможение со стороны американской экономики. Как и в странах “LA-4”, оно будет стимулироваться внутриэкономическими мерами, разработанными для преодоления кризисных явлений. Однако в Мексике существуют более серьезные понижательные риски, чем в “LA-4”, которые связаны в первую очередь с сильной зависимостью от общеэкономической конъюнктуры в США. Поскольку финансовая система Мексики более чем на 80% принадлежит мировым банкам, существенные изменения и реформы в них могут негативно отразиться на доступности кредитов для частного сектора.
Прогнозы относительно развития деловой активности в других странах “LAC” носят смешанный характер. Условия торговли будут благоприятными для экспортеров сырьевых товаров, в частности из-за высоких мировых цен и укрепления контактов с Китаем. Благодаря этим факторам ожидаются сравнительно высокие темпы экономического роста в Аргентине и Уругвае. В определенной степени этому будут способствовать их связи с Бразилией и резкий подъем сельскохозяйственного производства вслед за прошлогодней суровой засухой.
Несмотря на высокие мировые цены на нефть, экономическое оживление в Эквадоре, вероятно, будет слабым. В Венесуэле в 2010 г., как ожидается, продолжится рецессия, связанная с проблемами в области снабжения, притока капиталов и общей слабостью экономической политики. В большинстве стран Карибского бассейна деловая активность будет подавляться ограниченными возможностями оживления в области туризма, расширения переводов эмигрантов и хроническими проблемами в области внешней задолженности.
Эксперты МВФ рекомендуют странам “LAC” адаптировать свою экономическую политику таким образом, чтобы обеспечить такие же высокие и стабильные темпы роста, как в странах Азии. Среднесрочная политика в отличие от азиатской должна быть ориентирована не на расширение внутреннего спроса, а, скорее, на предотвращение избыточного увеличения дефицита платежного баланса по текущим операциям. Задача макроэкономической политики должна заключаться в том, чтобы оживление носило стабильный характер. В то же время она должна защитить от возможного “перегрева”, а также фискальных и финансовых рисков.
В следующей таблице приводятся данные из прогноза МВФ, касающиеся темпов роста ВВП (A), розничных цен (B), ситуации с платежным балансом по текущим операциям (C) и уровня безработицы (D) в отдельных государствах Латинской Америки и Карибского бассейна:

A1)
B1)
C2)
D3)
I
II
III
I
II
III
I
II
III
I
II
III
В с е г о
-1,7
5,7
4,0
6,0
6,1
5,8
-0,6
-1,2
-1,6
Страны
Сев. Америки
-3,0
2,9
2,5
0,2
1,7
1,2
-2,6
-3,0
-2,6
Мексика
-6,5
5,0
3,9
5,3
4,2
3,2
-0,6
-1,2
-1,4
5,5
5,0
4,5
Страны
Южн. Америки
-0,2
6,3
4,1
6,4
6,8
6,9
-0,3
-1,0
-1,4
Аргентина
0,9
7,5
4,0
6,3
10,6
10,6
2,0
1,7
1,2
8,4
8,0
8,6
Боливия
3,4
4,0
4,5
3,3
1,7
4,1
4,6
6,5
5,2
Бразилия
-0,2
7,5
4,1
4,9
5,0
4,6
-1,5
-2,6
-3,0
8,1
7,2
7,5
Венесуэла
-3,3
-1,3
0,5
27,1
29,2
32,2
2,6
7,8
8,2
7,9
8,6
8,1
Колумбия
0,8
4,7
4,6
4,2
2,4
2,6
-2,2
-2,7
-2,8
12,0
12,0
11,5
Перу
0,9
8,3
6,0
2,9
1,7
2,5
0,2
-1,3
-2,2
8,6
8,0
7,5
Парагвай
-3,8
9,0
5,0
2,6
4,6
5,2
-1,0
-1,2
-1,6
5,6
5,3
5,2
Уругвай
2,9
8,5
5,0
7,1
6,5
6,4
0,7
-0,1
-0,7
7,3
7,0
6,9
Чили
-1,5
5,0
6,0
1,7
1,7
3,0
2,6
-0,7
-2,0
9,6
9,0
8,7
Эквадор
0,4
2,9
2,3
5,2
4,0
3,5
-0,7
-0,8
-1,6
8,5
8,6
8,5
Страны
Центр. Америки
4)
-0,5
3,1
3,7
3,8
3,9
4,1
-1,8
-5,1
-5,5
Страны
Карибского бассейна
5)
0,4
2,4
4,3
3,5
7,2
5,5
-4,2
-3,0
-2,9

1) Изменение в % по сравнению с предыдущим годом. 2) % ВВП. 3) % экономически активного населения. 4) Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама и Сальвадор. 5) Антигуа и Барбуда, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Гаити, Гайана, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Сент-Кристофер и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка.
П р и м е ч а н и е. I - 2009 г., II - 2010 г. (прогноз), III - 2011 г. (прогноз).